Бизнес-процессы: выявление, описание, оптимизация

  1. Организация работы с бизнес процессами

В любой организации есть свои бизнес-процессы: у кого подробно описаны на бумаге, у кого озвучены устно; кто эффективно ими управляет, а кто и не подозревает, что этим всем можно и нужно управлять; являются процессы, от которых нужно отказаться, являются процессы, которые нужно улучшить. Как учит Э. Деминг, необходимо постоянно улучшать каждый процесс организации. Однако в реальности пока руководство получает необходимый ему результат (часто благодаря сверхзусиллям персонала), оно не будет задумываться об анализе и оптимизации процессов.

Сложное экономическое время - как раз подходящий момент для пересмотра бизнес-процессов: они должны быть эффективными, то есть исключать необязательные лишние активности и создавать максимальную ценность для потребителей результатов этих процессов. Умение грамотно управлять бизнес-процессами должно быть одной из ключевых компетенций руководителя, чтобы обеспечить выживание и конкурентоспособность предприятия.

Решение оптимизировать бизнес-процессы для эффективного управления ими - правильное и нужное, однако часто сводиться к простому описанию процедур - сопел (Standard Operating Procedures): руководству кажется, что проделанная полезная работа и теперь всем понятно, кто чем занимается, а персоналу кажется, что они выполнили ненужную работу, которая никоим образом на их деятельности не отразится. И получаются такие анекдоты: «Вы управляете бизнес-процессами в вашей компании?» - «Конечно! Все бизнес-процессы описаны и хранятся вот в этой папке ». Иногда встречаются и такие курьезные случаи: в двух разных подразделений организации - совместная участок работы и должен быть один алгоритм действий, но сопел оказывается два - один в одного подразделения, другой - в другой, и они отличаются. Здесь и начинается «А у меня в СОПв написано ...» - «У нас свой СОП, и там сказано ...». То есть, получается, что процессы описаны, но речь об их оптимизации и применения в реальности не идет.

Организация работы с бизнес процессами

Бизнес-процессы предприятия делятся на:

1) управляющие, то есть те, которые обеспечивают функционирование системы, например, стратегический менеджмент, корпоративное управление;

2) операционные - те, которые и составляют основную деятельность компании и генерируют поток доходов, например, продажа, производство, маркетинг

3) поддерживающие - те, обслуживающих основной бизнес, сюда относятся бухгалтерский учет, техническая поддержка, подбор персонала.

Работа с бизнес-процессами состоит из нескольких этапов и направлена ​​на их выявление, описание, оптимизацию и дальнейшее управление ими.

интервью

  • проведение интервью с сотрудниками компании: в ходе бесед выясняются текущие сложности и неудобства, возникающие при выполнении процессов, особенно с участием других сотрудников компании; данные интервью используются для формирования карты бизнес-процессов и процедур, используемых на предприятии;

Выявление и описание бизнес-процессов, построение модели «как есть» ( «as is»)

Для бизнеса важно получение результата, от него и необходимо отталкиваться для того, чтобы выявить процесс: результат появляется вследствие выполнения определенных задач, которые и составляют этот процесс. Для построения модели «как есть» далее следуют следующие этапы:

  • описание деятельности каждого сотрудника, которая приводит к получению значимого для компании результата; Информация должна соответствовать реальной ситуации, как она есть, со всеми недостатками и трудностями;
  • определение, когда начинается процесс - после события, входы-выходы этого процесса; где заканчивается один процесс и начинается другой (границы процесса);
  • выяснения, кто исполнители / участники процесса, кто потребители результата этого процесса и как они его использует;
  • что может влиять на выполнение процесса в целом.

Для описания бизнес-процессов «как есть» важно понимать своего внутреннего / внешнего потребителя и ту ценность, которую ему дает получаемый им результат процесса; понимать место, которое занимает определенный процесс в системе всех процессов организации; выявлять ограничения для дальнейшего их устранения; определить риски, возникающие при выполнении процесса; понимать, какие ресурсы нужны.

Читайте также статью: Стратегическое управление изменениями в организации

В работе с описанием процессов специалисты по внедрению процессного подхода к управлению рекомендуют заполнять «Карточку бизнес-процесса», она состоит из 10 разделов:

  • владелец процесса;
  • выходы и потребители;
  • входы и исполнители;
  • события;
  • цели и параметры;
  • ограничения;
  • алгоритм выполнения процесса;
  • необходимые ресурсы;
  • возможные риски;
  • графическое изображение процесса.

Анализ оптимальности существующих бизнес-процессов, построение модели «как должно быть» ( «to be»)

В ходе анализа бизнес-процессов оцениваются:

  • качество результата процесса (для оценки выявляются и анализируются рекламации к результату)
  • действия исполнителей при выполнении заданий: они должны быть содержательные и в минимальном количестве;
  • время, затрачиваемое на выполнение задач;
  • согласованность схемы бизнес-процесса (количество входов-выходов, количество задействованных сотрудников, подразделений, возможны исключения)
  • эффективность управления процессом.

После детального анализа и выявления недостатков оценивается оптимальность бизнес-процессов, и составляются рекомендации по их оптимизации.

Реализация изменений по оптимизации процесса

На этом этапе внедряются изменения в процесс, происходит сравнение новых полученных результатов с тем «как должно быть», начинается следующий цикл улучшения процесса.

Управление бизнес-процессами включает вышеописанные этапы работы с ними, организацию их выполнения сотрудниками, постоянное улучшение, применение информационных технологий для моделирования бизнес-процессов и программное обеспечение для их автоматизации.

Битрикс24 - корпоративный портал для совместной работы:

- автоматизация бизнес процессов предприятия;

- управление задачами и проектами, диаграмма Ганта;

- учет рабочего времени;

- организация внутренней коммуникации, живая лента;

- мобильное приложение и многое другое.

И получаются такие анекдоты: «Вы управляете бизнес-процессами в вашей компании?